магазин небанальных светильников
Москва

Новослободская (495)925-88-29

e-mail: info@palantirsvet.ru

Получать новые посты по e-mail

Что такое светодизайн?


Светодизайн – молодая дисциплина, настолько, что многие даже сомневаются в его существовании. Основной вопрос, который приходится часто слышать – «А не обман ли это? Почему раньше никакого светодизайна не было и что он может дать?».

Моя хорошая знакомая, архитектор с именем и продолжительной практикой, лет семь назад мне заявила – «Светодизайн – не профессия. Любой профессиональный архитектор знает и использует эти вещи просто как часть своей работы». Отчасти она была права: любой хороший архитектор знает и использует принципы освещения пространства в работе над проектами, изучал психологию восприятия света и приемы работы с ним – как в институте, так и в ходе рабочего опыта.

Однако, оцените вот какой момент – светодизайн, как дисциплина, возник только с появлением светодиодных технологий. Предвижу шквал возражений, апеллирующих к тому, что со светом работали все архитекторы истории человечества, начиная от древних египтян, особенно там, где дело касалось культовых сооружений. Приемы работы с искусственным освещением и его воздействием на зрителя тщательно изучались с самых ранних времен в театральной среде. Тем не менее, можно уверенно заявить, что весь этот опыт носил очень узкий характер: как правило, необходимость создания одного конкретного эффекта. И тому была причина – крайняя ограниченность в средствах работы со светом. Вы можете построить храм, в котором первый луч солнца в определенный день упадет на заранее запланированный объект, но вы не в состоянии менять место и время его падения по своему желанию или заказать его яркость.

Театральная практика недавнего прошлого могла бы позволить создание самых разных динамических эффектов освещения, но для этого все пространство необходимо увешать огромными осветительными приборами, выстроить рампу и установить леса с громоздким оборудованием, что, согласитесь, тоже, мягко говоря, не вполне удобно где-либо, кроме собственно театра.

Таким образом, до появления светодиодного оборудования, человечество накопило множество отдельных частных приемов и наблюдений, но объединению их в какую-либо систему препятствовало несовершенство приборов, способных послужить инструментом для работы со светом. Нет смысла изучать все аспекты искусственного освещения во взаимосвязи, если на практике удастся технически учесть только один-два из них.

Появление и развитие светодиодных технологий дало необходимые инструменты для работы со светом – инструменты с приемлемыми размерами, характеристиками и требованиями для по-настоящему повсеместного и эффективного использования. Именно в этот момент родилась возможность системного подхода к освещению на практике, к систематизации предыдущего опыта.

Таким образом, светодизайн – это новая наука о работе со светом, ставшая актуальной благодаря прорыву в светодиодных технологиях. Это возможность привнести в любой проект тысячелетний опыт человечества по работе с искусственным светом уже как систему, где учитывается почти все, а не использовать отдельный прием. Это – возможность пробуждать эмоции как в театре, подчеркивать величие и фокусировать внимание, как в храме, влиять на здоровье и настроение, создавать комфортную среду и менять восприятие размеров и форм. Вот что может грамотный светодизайн в умелых руках и базовыми принципами этого искусства мы собираемся с вами поделиться.