магазин небанальных светильников
Москва

Новослободская (495)925-88-29

e-mail: info@palantirsvet.ru

Получать новые посты по e-mail

Как правильно работать с освещением?


Чтобы правильно работать со светом, стоит начать с простой истины: мы не в состоянии увидеть свет.

Мы можем только определить его наличие по проявлениям: изменению свойств (цвета, освещенности) окружающих предметов или почувствовать его прямое воздействие на глаз — посмотрев прямо на источник света.

Только это человек способен увидеть — источник света и освещаемую им поверхность, но не сам свет — например, в виде луча. Если в помещении пыльно, зритель можем радостно закричать: "О! Я вижу луч света!", но это тоже будет неверно - он увидит освещенные частицы пыли, взвешенной в воздухе, а не сам свет. Именно поэтому на сценах, когда нужны четкие и яркие лучи света или лазера, часто используют дымовые машины.

 


Это важно потому, что понимание процесса приводит в порядок систему мышления и помогает сразу правильно поставить вопрос, что упрощает поиск ответа.

Практический пример: в быту у начинающих дизайнеров есть такая норма определения количества света: "20 ватт на квадратный метр". Это, по идее, означает, что на туалет, площадью 3 квадратных метра достаточно 1 лампы накаливания, мощностью 60 Ватт. Но вот начинающий дизайнер вешает в комнату, площадью 18 квадратных метров люстру на 6 ламп ... и клиент заявляет: "Мне мало света!".

Дальше начинаются условия и оговорки. "Потолки слишком высокие, 20 ватт на квадратный метр - это для потолка, высотой 2,7 метра, а здесь - 3,1... Обои темные - значит, надо увеличивать количество света... Форма комнаты... Мебель... Плафоны... " - и добавляются, добавляются лампы куда попало. В финале хозяин комнаты вполне может заявить: "Ой, у тут столько ламп теперь - они очень слепят глаза, не комфортно!". Занавес.

Корень проблемы в том, что плясать от некоторого количества света вообще, непонятно где - неверно. Правильный вопрос: насколько освещенным выглядит пол, предметы, насколько удобно читать и писать. И второй вопрос — что именно должно выглядеть освещенным. Нет смысла высвечивать темные обои или темную мебель — они все равно поглощают свет, а если их сильно высветить — начнет меняться темный цвет, приобретая ненужные оттенки.

Разумнее после заявления клиента, что ему не хватает света, не увеличивать сразу количество ламп, а сперва выяснить - где именно и для чего ему не хватает освещенности, что именно, грубо говоря, недостаточно освещено. Нередко выясняется, что общее количество света и не надо менять - достаточно поставить настольную лампу на стол (мне читать темно за столом), повесить бра возле кровати (там какой-то темный угол!), подсветить нишу со статуэткой.

Может получиться и так, что человеку требуется именно "ощущение что светло, много света". Он имеет право на такую формулировку, но специалист должен уметь правильно "расшифровать" этот запрос.

Поскольку увидеть сам свет невозможно, человеческое ощущение что в комнате "светло" строится на восприятии уровня освещенности вертикальных поверхностей, находящихся в поле его зрения - в первую очередь, стен и корпусной мебели. Пол и потолок воспринимаются существенно меньше и играют весьма второстепенную роль в этой оценке.

Малоэффективно пытаться сделать комнату светлее, добавляя в потолок направленные вниз встраиваемые светильники с узким углом света. Небольшого эффекта можно добиться, конечно, - за счет того, что часть света, падая на пол, будет отражаться и слегка подсвечивать стены, - но это очень неэффективное решение.

Чаще в качестве отражающей поверхности используют светлый потолок - на нем обычно ничего лишнего нет и отражающие свойства лучше, но все равно, надо понимать и помнить, что мы и в этом случае, на самом деле, добиваемся освещенности стен и вертикальных предметов мебели, сам по себе ярко освещенный потолок ситуацию не спасет.

Понимание этого принципа на практике может сильно облегчить жизнь. В противном случае, возможно, сперва с клиентом будет согласован роскошный интерьер с обилием у стен мебели в темном венге и такими же панелями (буазери), закрывающими стены, с очень темными обоями, а потом, на этапе выбора светильников, начнутся мучения, потому что будет темно.

Сведущий специалист, зная, что клиент требователен к количеству света, не будет себя загонять в такую ситуацию и решительно посоветует клиенту от обилия темных поверхностей отказаться, объяснив, что идея "а мы люстр побольше повесим!" не сработает.

Доводя до крайности, куб с черными стенами, хорошо поглощающими свет, всегда будет выглядеть темным, сколько света туда не поставь. И даже кипенно-белый потолок его не спасет.

Те же проблемы часто возникают в помещениях со стеклянными стенами или панорамным остеклением - свет проходит сквозь стекло не отражаясь, и ощущение освещенности будет зависеть от общей освещенности пространства за стеклом, а не от количества света внутри.




Если уже спроектирована черная комната с белым потолком, или одна из стен - полностью прозрачна, можно принять только одно разумное решение - ввести светлые поверхности: картины, вставки в буазери, светлую мебель. Исходное количество света не изменится, но появится ощущение, что в комнате станет светлее.

 

Комментарии

Сообщения не найдены

Новое сообщение