магазин небанальных светильников
Москва

Новослободская (495)925-88-29

e-mail: info@palantirsvet.ru

Получать новые посты по e-mail

Как закалялся дизайн: две истории Валерио Кометти


Валерио Кометти и Fime di Vetro представляют:

Как закалялся дизайн.

Торшер Katana, ITRE

Валерио Кометти (Valerio Cometti), владелиц и главный дизайнер студии V12, не смотря на свою молодость, уже хорошо известен как в итальянских дизайнерских кругах, так и в мире. Его студия разрабатывала дизайн многих известных моделей, причем не только светильников, но и потребительских товаров для известных брендов. Сам Валерио Кометти считает, что именно разнообразие, разноплановость возникающих задач позволяет сохранять креативность, избегать в работе скуки, убивающей мысль. Валерио крайне динамичен и обаятелен, спортивен и энергичен, увлекается боксом и другими видами спорта.
Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию его рассказ о том, как работает дизайнер, как рождаются уникальные формы и объекты на примере двух новейших светильников фабрик концерна Firme di Vetro — Katana фабрики ITRE и Bow фабрики Aureliano Toso. В основе своей эти два светильника имеют много общего: это торшеры, предназначенные для того, чтобы вынести свет максимально далеко от основания, в центр помещения. Схожи и основные принципы, положенные в основу разработки — это стремление создать необычную идею, управлять равновесием за счет физических законов. Здесь, по словам Валерио Кометти, и кроется одна из сложнейших но увлекательнейших составляющих работы дизайнера:  сперва рождается идея, а потом дизайнер вступает в ожесточенную борьбу с материальным миром, борьбу за то, чтобы его детище обрело плоть. Если идея действительно креативная, такой борьбы не избежать и только настойчивость поможет довести дело до конца.
Вот две истории о победах в такой борьбе, одержанных Валерио Кометти в стремлении принести в этот мир что-то новое, борьбе, которую Валерио выиграл не в последнюю очередь благодаря технической и профессиональной поддержке концерна Firme di Vetro. Эти истории были рассказаны Валерио Кометти в ходе европейских семинаров, организованных концерном FdV, на которых он представлял свои светильники.

 

Торшер Katana от ITRE

 

Валерио Кометти представляет торшер Katana, ITRE

Об отправной точке в разработке этого светильника, — желании вынести свет максимально далеко в центр комнаты — уже упоминалось выше. Вторым исходным пунктом,  определенным для себя Валерио, стала задача скульптурного подхода. То есть, светильник обязан был «иметь тело», основной дизайна должны были стать именно формы основания. Эти формы дизайнер определил для себя как два легких, перекрещенных как бы в момент удара японских меча — катана, от которых и получил название светильник. Идея двух стремительных ударов, двух изогнутых плавных форм придавала светильнику невероятную динамичность и яркий характер.
Однако, после рождения идеи настала пора реализации и расчета. Сложность была в том, что торшер получался с очень длинным расширяющимся к концу выносом для источника света и маленьким «хвостиком», в котором должен размещаться незаметный противовес. В результате часть возможных для использования  материалов (например, алюминий) не обладала достаточной пластичностью для придания им нужной формы, а другая часть (к примеру, дерево) — была слишком тяжелой для того, чтобы вынос можно было изящно уравновесить. В результате исследований дизайнер совместно со специалистами Firme di Vetro нашел практически единственное верное решение: использовать карбоновое волокно.
Карбон — это уникальный современный материал, формируемый изначально как ткань из тончайших карбоновых нитей, толщина которых в несколько раз меньше толщины человеческого волоса.

Валерио Кометти на семинаре ITRE,
концерн Firme di Vetro.

Из этих нитей создается ткань, которая способна принимать достаточно сложные формы. После формирования, благодаря дальнейшей технологической обработке, эта ткань фиксируется с сохранением обретенной формы и обретает прочность, не уступающую металлу.
Из-за использования этого материала, торшер Katana получился не слишком дешевым и дизайнера спрашивали, не смущает ли его этот факт? Ведь многие привыкли считать, что все изделия из современных материалов должны быть дешёвыми, поскольку сами материалы крайне дешевы в следствие свой технологичности. А дорогая продукция должна быть произведена из каких-то более традиционных материалов, чью ценность и принадлежность к классу «люкс» не нужно доказывать — бронза, дорогие породы древесины и так далее.
На это Валерио Кометти отвечат так: «Я хорошо понимаю тех, кто задает такие вопросы и   считаю их правомерными. Действительно, дорогой светильник должен быть сделан из дорогих, люксовых материалов. Но давайте разберемся, что для нас такое понятие высокого качества, работы класса люкс. В первую очередь, это особое внимание в обработке материала, требующее работы высококлассного мастера, зачастую ручной. Это то, чего лишено большинство современных материалов. Однако это никак не относится к карбону! Для того, чтобы из карбоновой ткани создать всего одну основу для торшера, необходима работа высококлассного специалиста, осуществляющего формирование и фиксацию формы, последующую обработку основания. Для одного только элемента арматуры Katana необходимо 8 часов — целый рабочий день! - такого мастера. Если это не признак материала класса люкс — то что еще можно считать таким признаком?! »

 

Торшер Bow от Aureliano Toso

 

Торшер Bow, Aureliano Toso

Как упоминалось выше, модель Bow также предполагала максимально возможный вынос источника света. Однако, следующий шаг должен был быть принципиально иным, чем для Katana, иначе результат оказался бы схожим. Валерио Кометти решил идти от обратного. Если для предыдущей модели он брал скульптурную идею, создавая светильник, основание которого должно было само являться объектом дизайна, привлекать внимание формой, то для Bow Валерио поставил иную задачу — отказаться от основания как объекта дизайна вообще. То есть, источник света должен был по замыслу как бы парить в воздухе посреди комнаты, а основание — быть максимально незаметным. Идея итоговой конструкции, состоящей из электрического шнура и одной дуги пришла ему в голову ночью, как озарение.
Но уже утром опять пришлось вступить в борьбу с окружающей действительностью за право светильника на жизнь. По замыслу Валерио Кометти, «позвоночником», основной частью светильника, принимающей на себя всю нагрузку, должен был стать тонкий электрический шнур торшера. Но в Европе в отношении светильников действует жесткий стандарт безопасности, гласящий, что нагрузка на электрический шнур не должна превышать 35 Н (Ньютон), что примерно аналогично нагрузке 3-5 килограммов (в зависимости от способа приложения силы).
Валерио рассказывает, что при проектировании наступил критический момент, чуть не повергший всех в отчаяние: это был момент, когда, после всех расчетов, он со своими сотрудниками собрал опытную модель, состоящую из дуги и шнура, где были приняты все мыслимые меры по облегчению конструкции, взяты самые легкие материалы. Результат был убийственным — нагрузка на шнур составила 60 Н! Почти вдвое больше допустимой нормы.

 

Торшер Bow, Aureliano Toso

 

В пору было отказываться от своей идеи, поскольку облегчать больше было нечего.
Но Валерио Кометти сказал себе, что он хочет реализовать светильник и, не взирая ни на что, работы продолжились. Нужно было искать какой-то принципиально иной подход, и, в конце концов, он был найден. Вместо твердой арочной арматуры Валерио использовал динамическое основание — проще говоря, гибкую пластину. «Первый же опыт стал достаточной причиной для ликования» - рассказывает Валерио Кометти - «благодаря динамическому распределению нагрузки, гибкости основания, передающего часть нагрузки на стену, нагрузка непосредственно на шнур снизилась более чем вдвое и нам удалось выйти на заветные цифры!».         
Упорство Валерио Кометти было вознаграждено сторицей — мало того, что он сумел реализовать задуманный светильник, результат получился существенно более функциональным, чем замысел. Жесткая дуга не позволяла бы сколько-нибудь серьезно менять высоту светильника, в то время как итоговая конструкция путем простого удлинения или укорачивания шнура позволяет менять высоту и форму торшера.

 

Мы благодарим Валерио Кометти и концерн Firme di Vetro за эти интересные примеры  работы дизайнера, иллюстрирующие то, как упорство и креативный подход приводят к появлению интересных дизайнерских решений в нашей повседневной жизни. 

 

Михаил Пожилов,

 

Центр света Палантир