магазин небанальных светильников
Москва

Новослободская (495)925-88-29

e-mail: info@palantirsvet.ru

Получать новые посты по e-mail

Подсветка для картин - опасные мифы


Подсветка для картин... Стоит набрать это словосочетание в любой поисковой системе, как к Вашим услугам окажется множество предложений, представляющих светильники, якобы предназначенные для этой цели — разнообразные, красивые и … в большинстве своем, возможно, опасные для произведений искусства. Сейчас уже сложно сказать, когда и кто начал называть эти осветительные приборы подсветкой для картин, но на сегодняшний день название устойчиво закрепилось за светильниками, в массе своей предназначенными совсем для других целей. Задача этой статьи — разобраться в вопросе и предостеречь владельцев картин от шагов, способных нанести серьезный ущерб их полотнам. Безусловно, профессиональные коллекционеры, работники музеев и галерей очень хорошо знают то, что будет изложено ниже, но многие люди, приобретающие для своих интерьеров живописные полотна, не учитывают этих тонкостей. Данная статья не претендует на полное профессиональное руководство по подбору освещения для картины, мы хотим только предостеречь наших покупателей от возможной ошибки.

ИСТОКИ ЗАБЛУЖДЕНИЯ.

Для того, чтобы разобраться в причинах проблемы, следует начать с самого начала, а именно: каким светом нужно освещать картину? Дело в том, что здесь эстетические, художественные требования приходят в некоторое противоречие с требованиями техническими, ориентированными на сохранность полотна. С одной стороны, для полного раскрытия замысла автора полотна идеальным является освещение, идентичное тому, какое освещало изображаемый объект или пейзаж. В подавляющем большинстве случаев — это солнечный свет, но он предельно вреден для самого полотна и красок. Содержащийся в солнечном свете ультрафиолет и излучение инфракрасного спектра негативно действуют на картину. Ультрафиолет наиболее губителен — он приводит к химическим разрушениям, вызывая распад молекул любых органических веществ — ткани, кожи, холста, красок и т.п. Но и инфракрасное излучение (чаще определяемое как нагрев) вредит картине. Это влияние опосредованное, не прямое, как в случае с ультрафиолетом — повышение температуры у поверхности полотна ускоряет процессы старения. Именно по перечисленным выше причинам, живописные полотна никогда не освещаются прямым солнечным светом.
С искусственным освещением при помощи ламп все не так просто. Разберем основные источники света по типам, причем в первую очередь речь пойдет о лампах накаливания.

ПОДСВЕТКА ДЛЯ КАРТИН — ЛАМПЫ НАКАЛИВАНИЯ.

Классический светильник, используемый как подсветка для картин


Лампы накаливания традиционно считаются самым подходящим для подсветки живописи источником света. Благодаря сплошному спектру, эти лампы обеспечивают наилучшую цветопередачу, равную единице. Следует помнить, что под лампами накаливания в данном случае подразумеваются как обычные лампочки, так и галогенные, ведь они устроены по тому же принципу, только газ внутри колбы и материал спирали принципиально отличает их от  обычных, самых распространенных вакуумных ламп. Галогенные лампы, кроме указанного выше плюса имеют еще один, сугубо утилитарный — они очень компактны, что немаловажно  для интерьера.

ЧЕМ ЖЕ ПЛОХА «ПОДСВЕТКА ДЛЯ КАРТИН» НА ЛАМПАХ НАКАЛИВАНИЯ?


"Подсветка для картин" установлена слишком близко 

Теперь, после приведенных объяснений, настало время вернуться к заявленной теме статьи — светильникам, именуемым «подсветка для картин», представленным в начале материала и в данном блоке. Чем же они плохи, что угрожающего представляют собой эти устройства? Ведь большинство из них использует как раз те самые лампы накаливания (галогенные и вакуумные), которые только что мы назвали наиболее подходящими источниками освещения?
Дьявол кроется, как всегда, в деталях. В данном случае это — нагрев. Как упоминалось выше, не только ультрафиолет вреден для художественных произведений, но и нагрев, ускоряющий процессы старения. Самый простой способ борьбы с нагревом интуитивно очевиден, это повышение расстояния от источника света до полотна. Причем на этот счет есть даже  простое прикидочное правило: каждые 100 Ватт (для вакуумной лампы) — это 1 метр. Конечно, в ряде случаев эта норма меняется, поскольку сильно зависит от состава красок и их химических свойств, но для общей прикидки этим правилом можно пользоваться.
При этом следует помнить, что те же потребляемые 100 Ватт для галогенной лампы — это примерно в 1,5 раза большая светоотдача и, как следствие, нагрев.
А теперь посмотрим на светильник, изображенный на иллюстрации и привычно называемый «подсветка для картин». Представим себе, что в нем установлены всего две вакуумные (обычные) лампы накаливания по 40 Ватт. Суммарно они дадут световой поток, эквивалентный потоку от лампы накаливания, мощностью 80 Ватт. Исходя из приведенной выше зависимости (100 Ватт — 1 метр), получаем, что минимальное расстояние от полотна до источника света должно составлять 0,8 метра. Невооруженным взглядом видно, что в большинстве случаев такое расстояние светильниками данного типа не обеспечивается, особенно в отношении верхней части картины. Причем сейчас речь идет о наиболее слабом варианте такой подсветки — нередко в таких светильниках ламп больше и они мощнее, в частности, галогенные.
Результат очевиден — как минимум часть полотна подвергается воздействию повышенной температуры, серьезно ускоряющей процесс старения.


Для чего же на самом деле предназначены «подсветки для картин»? Это весьма полезные интерьерные светильники, которыми можно освещать полиграфическую продукцию, печатные репродукции, фотоматериалы, рабочие поверхности консолей возле стен (вместо настольных ламп). Часть из них можно с успехом использовать для подсветки зеркал. 
Стоит обратить пристальное внимание на каталоги фабрик-производителей, там подобные светильники обычно сфотографированы именно над печатными репродукциями, а не над живыми картинами.

КАК ЖЕ ОРГАНИЗОВАТЬ ПОДСВЕТКУ КАРТИНЫ?


В целом мы рекомендуем для освещения картин использовать  потолочные светильники, как это делается во всех крупных музеях и галереях мира. Диапазон таких светильников очень широк — это и встраиваемые светильники, и накладные, и шинные системы. Расстояние от потолка до картины практически всегда превышает необходимый минимум, так что о перегреве можно будет не беспокоиться. Конечно, не стоит забывать и об ультрафиолете — светильник, освещающий картину, должен либо сам иметь в том или ином виде фильтр ультрафиолетового спектра, либо в нем должна использоваться специальная лампа.
Еще одной возможностью является использование светильников, схожих с упоминавшимися выше подсветками для картин, но обладающими более длинной выносной  штангой.


В дополнении можно использовать чисто психологический прием - если картину невозможно достаточно ярко осветить, можно сделать окружающий фон достаточно темным. Наш глаз адаптируется к средней освещенности окружения в достаточно широком диапазоне и если, допустим, стена на которой висит картина, будет в тени и темного тона, то освещение картины будет восприниматься как более яркое. 


СВЕТОДИОДНАЯ ПОДСВЕТКА КАРТИН.

Со светодиодами ситуация на сегодняшний день самая сложная. Они имеют массу преимуществ — это и меньшее энергопотребление, и принципиальное отсутствие в спектре излучаемого света как ультрафиолета, так и инфракрасной части спектра, то есть являются абсолютно безопасными для полотна. С другой стороны, светодиоды  сегодня очень сильно различаются по качеству света в зависимости от производителя. Те из них, что используются для массового производства светильников сегодня имеют очень посредственную цветопередачу, а профессиональные решения, широко использующиеся в галлереях, стоят очень недешево. Поэтому сегодня светодиодные подсветки используют в основном для освещения объемных объектов, а не живописи.