магазин небанальных светильников
Москва

Новослободская (495)925-88-29

e-mail: info@palantirsvet.ru

Получать новые посты по e-mail

Секреты хрусталя


Хрусталь - одна из самых старых тем для осветительных приборов. Использовать его для обвески люстр начали еще в те времена, когда в них ставили не лампы, а свечи. Интересно, что причина использования хрустальных подвесок для люстр кроется не только в том, что обвешанная хрусталем люстра выглядит как ювелирное изделие - богато, престижно. Есть и еще одна существенная причина: хрусталь преломляет и направляет свет в разные стороны. Из-за этого люстра из хрусталя смотрится так, словно светится вся, в объеме, а люстра без хрустальной обвески имеет несколько резких ярких точек там, где стоят источники света, а ее общая форма становится не такой выразительной - где-то свет слепит глаза, где-то, наоборот, форма пропадает в тени т форма "дробится". Особенно это было актуально как раз в те времена, когда использовались свечи - света они давали не много и детали люстр - а это было и фигурное литье, и кованные элементы, - практически невозможно было разглядеть.

Хрустальная люстра Schonbek   

Существует простое объяснение, почему хрусталь стал настолько сильно ассоциироваться с богатством и почему подвески имеют такое сходство с ограненными драгоценными камнями: изначально для люстр использовался минерал горный хрусталь. Как правило, любой кристалл горного хрусталя содержит множество посторонних включений, так что идеально прозрачные куски кристаллов встречались нечасто и стоили дорого. Именно тогда хрусталь стал синонимом богатства, поскольку чистые куски ценились не ниже полудрагоценных камней и гранили их исключительно профессиональные ювелиры. В дальнейшем ремесленники научились делать искусственный хрусталь путем добавления в стекло свинца и бария при выплавке. Материал перестал быть редким, огранка перекочевала из кабинетов ювелиров в мастерские ремесленников, но ассоциации с хрусталем как символом богатства остались, а его способность придавать люстре освещенность и объем при использовании искусственного хрусталя нисколько не пострадала. 

Многие знают, что сейчас существует много типов и производителей хрустальных подвесок для люстр и цена на их продукцию очень разнится. О причинах такой ситуации ходит два расхожих заблуждения: первое - что весь хрусталь примерно одинаков и это все маркетинг, и второе - что все дело в рецептуре стекла или количестве свинца, добавленного при выплавке. На самом деле, разница действительно есть, а состав самого хрусталя решающей роли не играет. Действительно, увеличение количества свинца в расплаве придает хрусталю больше блеска, но этот прием не сложен и практически все производители искусственного хрусталя владеют им в равной мере. Весь секрет кроется в огранке. Секретом самого известного производителя хрусталя, Swarovski, является совсем не состав их кристаллов, а уникальные гранильные станки, аналогов которым не существует пока ни у одного производителя. Почему же огранка так важна? Игра света и бликов на гранях и поверхностях подвесок - это чистая математика, свет преломляется на границе воздуха и стекла совершенно однозначно описанным наукой способом и точно так же расщепляется на составляющие, обеспечивающие цветные блики. Соответственно, ключевое значение приобретает расчет формы и границ граней, а так же - точность исполнения огранки. Чем точнее реализация - тем более безупречна игра света, тем ее больше. 
Ниже вы можете видеть фото, на котором легко понять, о чем речь. Хрустальную подвеску очень сложно сфотографировать так, чтобы хорошо было видно грани и точки встречи их ребер, но на этом фото можно хорошо разглядеть три таких места (обведены красным).

Кристалл и его грани.


 
Легко заметить, что в кружочках, отмеченных цифрой "1" грани сходятся не в точку, а в линию, в отличие от граней в кружке с цифрой "2". На фото - очень хороший хрусталь известного производителя, но это - не страз Swarovski. Уникальная же особенность стразов именно в том, что на них вы никогда не найдете ни одной точки встречи граней с такой неточностью.
Идеальная геометрия - вот причина неповторимого блеска. В этом отношении хрустальные подвески - очень нетипичный продукт: обычно сделанное вручную изящнее и выше ценится, чем результат машинного производства. Но с хрусталем все наоборот - огранённый вручную хрусталь, hand cut, гораздо дешевле и хуже той огранки, что дают станки.

Кстати: игра любого хрусталя сильно зависит от источника света: лампы с прозрачным стеклом, через которое проходят прямые параллельные лучи от источника света заставляют хрусталь играть. Любые же лампы с белыми, матированными колбами, дающие рассеянный свет, "убивают" хрусталь, визуально превращая его в дешевую прозрачную пластмассу.