магазин небанальных светильников
Москва

Новослободская (495)925-88-29

e-mail: info@palantirsvet.ru

Получать новые посты по e-mail

Семинар Паоло Спотти "Концепции освещения для залов и фасадов" - теория


\"Семинар
Семинар Паоло Спотти

Семинар Паоло Спотти \"Концепции освещения для залов и фасадов\" - практика >>

12 ноября в Экспоцентре состоялся очень интересный семинар итальянского светодизайнера Паоло Спотти (Paolo Spotti), ведущего дизайнера по освещению Ferrara Palladino Light Design Studio. Не смотря на относительную молодость Паоло Спотти (ему сейчас 30 лет), его авторитет и список проектов внушают большое уважение: он успел поработать в студии Castelli Design, вместе с известнейшим японским архитектором Тадао Андо участвовал в  реконструкции Palazzo Grassi в Венеции, освещал собор Dome в Милане. Кроме того, Паоло Спотти преподает световой дизайн в Европейском институте дизайна в Милане, является автором «Справочника итальянского освещения».

Свой семинар Паоло Спотти начал с того, что пояснил, почему в качестве темы были выбраны именно фасады и залы. Он считает, что любой зал максимально воплощает идею пространства а любой фасад — идею формы. Таким образом, реальная тема семинара была шире: «Идеи освещения пространства и формы».

Самым трудным, но и самым интересным в светодизайне, по мнению итальянского гостя, является отсутствие единой теории. Если архитектура уже давно является наукой со своей строго определённой теорией, то в отношении светодизайна такой единой базы нет: существуют только отдельные концепции, идеи. Первой идеей семинара стал движущийся свет. «После многих лет движущийся свет, наконец, возвращается!» - констатировал Паоло Спотти. Дело в том, пояснил он, что на протяжении истории человечества свет почти все время был движущимся и именно в таком виде он свойственен природе: еще до появления светильников солнце двигалось по небу, позже лучины и свечи как сами передвигались внутри комнат, так и мерцание, свойственное пламени, создавало эффект движения света. В результате формы и поверхности, окружающие человека, менялись — благодаря изменению теней. Человек, как ни странно сейчас это слышать, привык именно к такому, движущемуся свету. Но вместе с широким распространением электрических осветительных приборов в наши дома и прочие пространства пришел статический свет — неизменный, постоянный, с фиксированными тенями.

Основной недостаток фиксированного освещения, по мнению светодизайнера, это высокая вероятность получения неинтересной композиции. Если статическим светом освещается объект, сам по себе имеющий неинтересную форму, то и вся композиция получится гарантированно неинтересной, лишенной какой-либо игры теней.  Интересно, что необходимость игры с тенями, по твердому убеждению Паоло Спотти имеет не только эстетические но и даже физиологические причины. Зрачок нашего глаза, как известно, имеет свойство менять свой размер в зависимости от освещенности — при активном использовании этого свойства (чередовании света и тени) человек получает хорошую зрительную стимуляцию, его внимание не засыпает, он активен на физическом уровне даже когда просто стоит и смотрит. И наоборот, пространство, бедное тенями, обеспечивает слабую стимуляцию и воспринимается как усыпляюще однотонное.

\"Семинар
Семинар Паоло Спотти, миланский собор

В качестве примера проекта, форма которого позволяет статическое освещение,  Паоло Спотти привел проект освещения собора Dome в Милане. Обилие сложных и мелких форм на фасаде создает даже при статическом освещении достаточное количество теней, чтобы собор выглядел интересно и эффектно. Долгое время статическое освещение было единственно возможным для собора — поскольку религиозные объекты всегда весьма неохотно соглашаются внедрять новации или служить базой для творческого поиска. Тем не менее собор Dome уже освещается и динамически меняющимся светом.

Далее Паоло Спотти остановился на таких понятиях как световая и цветовая температуры, их взаимодействие: как свет влияет на цвет освещаемой поверхности.

Заканчив c базовыми моментами, Паоло Спотти сформулировал шесть основных задач качественного архитектурного освещения:

  • создание теней (shape rendering);
  • создание правильного цвета поверхностей (surface color rendering);
  • небольшой размер светильников (low impact devices);
  • небольшое энергопотребление (low power consumption);
  • отсутствие светового загрязнения (no light polution);
  • отсутствие бликов (no glare).

 

\"Семинар
Семинар Паоло Спотти

Насчет бликов, правда, светодизайнер сделал оговорку: в большинстве случаев слепящие блики действительно недопустимы, но иногда контролируемые блики (возникающие в определенном дизайнером месте в нужное время)  можно использовать для создания специальных эффектов. По мнению Паоло Спотти, если раньше принципы освещения шли от живописи (равномерное освещение, статические тени) то сегодня принципы освещения все больше заимствуют от кино, в частности, клипов или театра. Например, управляемая рампа, нацеленная в глаза зрителю, в какой-то момент может играть роль занавеса.
Кроме того, управляемое изменение освещения может позволить применять сценарии практически по кинематографическим канонам. На приведенной фотографии видно, как Паоло Спотти построил цикл: обычный кадр, затемнение, ключевой кадр, снова обычный.

Для реализации такого динамически управляемого света также используются технологии, пришедшие из театра, например, шина управления светом DMX.
Специальное внимание Паоло Спотти уделил также понятию «световое загрязнение», весьма актуальному сейчас в Европе, но еще мало используемому в России. Под световым загрязнением понимается осветление ночного неба вследствие обилия света искусственного происхождения, рассеивающегося в нижних слоях атмосферы. Этот свет не несет никаких полезных функций, являясь пустой тратой электрической энергии, что противоречит принципам экономии. Кроме того, в Европе обеспокоены не только расточительностью, становящейся результатом светового загрязнения, но и тем, что существенное осветление ночного неба имеет ряд экологических последствий: влияет на цикл роста растений, сбивает ориентацию ночных насекомых, препятствует сезонной миграции птиц. Именно поэтому уже давно во многих европейских странах существует норма: освещенность ночного неба над городами и прочими объектами не должна превышать обычный фон более чем на 5 люкс. Для того, чтобы этого добиться, все освещение проектируется так, чтобы весь излучаемый свет попадал на объекты, которые он призван освещать и не рассеивался мимо них. Для этих целей используют специальные формы отражателей,  оптику и другие способы.

На этом первая, теоретическая половина семинара подошла к концу и Паоло Спотти перешел к разбору того, как все приведенные выше моменты реализовывались в конкретных проектах. В интернет магазине oboiforhome.ru большой выбор обоев под различный бюджет. Купить обои erismann можно по сниженной цене в преддверии дня рождения компании Обои на дом.

Михаил Пожилов,

Центр света Палантир 

 

Семинар Паоло Спотти \"Концепции освещения для залов и фасадов\" - практика >>